Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многие родители и дети не знают, кто же такой психолог и каковы его функции, чем он занимается, зачем проводит с детьми диагностику. Хочу ответить на самые распространенные вопросы.

 

Каковы функции педагога-психолога?

 

· Выявлять учащихся с теми или иными проблемами (усвоение программы, общение со сверстниками, отношения с педагогами, несформированная учебная мотивация, высокий уровень тревожности, страхи, т.д.)

· Помогать учащимся, родителям и педагогам справиться с такими проблемами

· Помощь педагогу в выявлении и учете личностных особенностей учеников его класса

· Помогать в разрешении конфликтов между родителями и преподавателями, ребенком и учителем (в таких ситуациях психолог является третьей, независимой стороной, защищая интересы ребенка).

 

«Мой ребенок здоров, зачем ему психолог?»

 

Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приемами.

 

«Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?»

 

Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными проблемами, так, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

 

Какая диагностика проводится с детьми?

 

· В первую очередь это наблюдение – на уроках, на переменах, в столовой;

· Использование рисуночных тестов (рисунок школы, семьи, «я в настоящем и я в будущем»)

· Индивидуальные беседы – опросы

· Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст (с использованием картинок, игровых заданий, стимульного материала)

· Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения (кодирования) таблиц, графического диктанта.

Информация о ребенке, полученная посредством опросов родителей (анкетирования), тестирования является закрытой и не разглашается без согласия родителей другим организациям.

 

Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?

Можно и нужно, но необходимо помнить, что психолог не может дать перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой, ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет, на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять Ваши ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. Т.е. консультация психолога – это первый шаг к самопознанию обратившегося. Кстати, психолог не может решить Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка - может.

Темперамент ребёнка

 

Все дети отличаются друг от друга уже с рождения по своему темпераменту. А родители, не зная этих особенностей, часто беспокоятся, нет ли в поведении ребёнка каких либо нарушений. Чтобы этого не случалось, я предлагаю коротко познакомиться с признаками, характерными для детей разных темпераментов.

 

Сангвиник

Такой ребёнок очень шустрый и подвижный. У него могут быстро появиться слёзы, но также быстро он успокаивается. Мгновенно переключается с одного занятия на другое.

Родителей обычно беспокоит несобранность, рассеянность, неаккуратность и несерьёзность, но ребёнок все-таки, приятен в общении, заводила, выдумщик и фантазёр. Засыпает и просыпается он легко и быстро, встаёт рано. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться и бегать. Быть таким «непостоянным» - свойство его темперамента, такие дети обычно миролюбивы. Они не помнят зла, добры и нежны, нежадны. Ребёнок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок, общителен.

Игры и повседневная жизнь ребёнка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей необходимо согласовывать с особенностями его темперамента.

Удерживать внимание такой ребёнок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр фильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора и другое.

Меланхолик

В поведении ребёнка много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он играет, то чаще бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько.

Ребёнок-меланхолик с трудом включается в игры других детей, но преодолев себя, способен чувствовать радость и удовольствие от общения.

Дети обычно боятся чужих людей и сверстников, но с теми, кого любят, очень добры, мягки, открыты и доверчивы. Часто они бывают слишком рассудительны, ведут себя и рассуждают, как «маленькие взрослые».

Ребёнок любит уединяться, он не играет в грубые игры. Быстро устаёт, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, перед сном любит помечтать и пофантазировать лёжа в кровати. Утром встаёт плохо, бывает хмурым.

Меланхолик любит тепло, боится спорта. Такой ребёнок требует много заботы и любящего понимания. Родителям необходимо помнить, что для ребёнка неприемлемо грубое обращение, так как он долго это переживает, фиксируя это в своей памяти.

У таких детей должен быть в семье человек, которому он может довериться полностью, получать от него тепло и внимание. Это может даже быть домашнее животное.

 

Холерик

Ребёнок всегда знает, чего он хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. Холерик с трудом идёт на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, он бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, он многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки.

Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, ребёнок импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун. Но после такого поведения он может притихнуть и стать идеальным ребёнком.

Дети-холерики предпочитают грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребёнком - холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Таким детям нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребёнка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать.

Флегматик

Медлительный и спокойный молчун. Он любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, нешумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко и встаёт поздно, кушает много, в еде неразборчив.

Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Это послушный и пунктуальный ребёнок. Он затрудняется сам принимать решения и отдаёт право выбора другому.

Обычно такие дети знают много стихов и песен, не любят новое, а с радостью вспоминают уже знакомое. Для других детей они скучны и ленивы, их не приглашают в активные игры, но любят с ними играть в традиционные ролевые игры (больница, дочки-матери). Эти дети долго запоминают новую информацию и правила, но надолго. Они редко ошибаются.

Обычно родителей беспокоит тусклость эмоционального мира ребёнка, некоторое безразличие и неспособность сопереживать. Поэтому рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не старайтесь рано отправить ребёнка спать, а утром будите настойчивее. Закаляйте, поторапливайте во время еды, не давайте много сладкого.

В игре не предоставляйте ребёнка самому себе, тормошите, заинтересовывайте его. Не стоит настойчиво внешне проявлять любовь к ребёнку-флегматику. А такое кажущееся равнодушие будет помогать ребёнку преодолеть своё равнодушие и стремиться завоевать любовь и симпатию родителей и сверстников.

Таким образом, темперамент – это, прежде всего то, что дано природой. В каждом типе много положительного, у каждого ребёнка есть свой запас свойств и качеств, которые помогают ему сохранить свою индивидуальность и неповторимость. Но помните о том, что данные определения лишь схематично и приближённо могут помочь определить тип темперамента. Чаще встречаются смешанные типы. Поэтому старайтесь внимательно изучить своего ребёнка, оценивайте его не по состоянию на данный момент, а с рождения.

 

 

 

Советы психолога

 

Подростковый период

Внутриличностный конфликт

Межличностный конфликт

Агрессия

 

Фотоотчёт о психологических тренингах